Постановку капельниц приравняли к мытью окон — Новости медицины — Новости — Медицина в Перми: больницы и клиники, аптеки, стоматология в Перми | Поликлиники, санатории, роддомы в Перми, медицинские центры

9 августа 2012 Постановку капельниц приравняли к мытью окон

Мало кто знал, но, оказывается, права пациентов в России совсем недавно были существенно расширены. Точнее изменились правоотношения между врачом и пациентом, теперь они регулируются не общими законодательными нормами, а известным законом «О защите прав потребителей». Решение о том, чтобы признать пациентов потребителями услуг было принято пленумом Верховного суда РФ.

Поясним, что все это значит. Раньше, обратившись в суд, пациенту было проблематично защитить свои попранные права. Во-первых, критерии качества оказания медуслуг нигде не прописывались. Следовательно, истолковать это качество можно было по-разному. Во-вторых, права пациентов четко не регламентировались, поэтому было непонятно, как их защищать. Кроме того не существовало конкретных указаний на то, какие штрафы либо другие наказания применять к врачам и ЛПУ в случаях, когда их вина доказана.

«Раньше исход судебных споров, которые касались врачебных ошибок либо других претензий пациента к ЛПУ был непредсказуем, – поясняет юрист Владимир Бортников. – Сейчас ситуация должна измениться, ведь применение «потребительского» закона подразумевает использование определенных норм. В нем прописаны все штрафы, возможные неустойки, сроки и все прочее. А значит, судьям гораздо проще будет решать спорные вопросы, а пациентам – защищать свои права».

Любой пациент, обратившийся с жалобой в суд, будет автоматически признаваться потребителем медицинских услуг в системе ОМС. Следовательно, он будет иметь и все права обычного потребителя. Среди них, например, право на получение полной информации об исполнителе и самой услуге, право на надлежащее качество услуги, на соблюдение конкретных сроков оказания услуги. Все это ставит медицинские учреждения в крайне невыгодное положение. Если раньше главврач мог сослаться на различные причины, по которым лечение не было предоставлено пациенту в срок либо проводилось некачественно, то теперь за все подобные случаи придется платить.

«Самый простой пример: вам необходимо попасть на прием к узкому специалисту, а записи на прием нет. Но при этом есть конкретные сроки ожидания консультации врача-специалиста, для Пермского края этот срок не должен превышать 14 дней, – рассказывает Владимир Бортников. – Допустим в течение этого времени вы так и не попали на прием к специалисту. В этом случае ваши дальнейшие действия таковы: сначала вы пишите жалобу на имя главного врача. По идее реакцией на такую жалобу должна быть запись на прием в удобное для вас время. Но это происходит не всегда, поэтому если ответ главврача вас не удовлетворил, то можете смело обращаться в суд. Либо еще вариант: можете пройти специалиста платно, сохранить чек и уже со всеми этими документами опять же пойти в суд. Теперь вы вправе потребовать от ЛПУ возмещение ваших затрат на платный прием, а также возмещение ущерба за нарушение сроков предоставления услуги. Все это четко прописано в 28-й статье «потребительского» закона».

И подобная практика теперь будет касаться практически всех аспектов предоставления медицинской помощи. Отсутствие необходимых пациенту лекарств, непредоставление информации о проводимых процедурах и многое другое может стать поводом для обращения в суд. Причем в большинстве случаев закон будет на стороне пациента.

С одной стороны, это вроде бы неплохо, и, по мнению специалистов, непременно должно привести к повышению качества бесплатной медицины. Однако сами врачи, мягко говоря, не в восторге от подобных нововведений и считают их преждевременными.

«Я не против того, чтобы пациенты были более защищенными в юридическом плане, это безусловное благо, и подобная практика существует в большинстве развитых стран, – считает врач-кардиолог Евгений Ключников. – Однако при нынешнем уровне здравоохранения в России я не вижу возможности соблюдать все требования, которые предъявляет к нам закон. Можно привести массу примеров, когда врач по сути будет не виноват в сложившейся ситуации, а по закону отвечать за это должен именно он. Возьмем хотя бы ситуацию с лекарствами. Что делать, если их нет, а пациенту они нужны. Причем нет не потому, что они кончились, а просто нет денег на их покупку, либо затянулась поставка. В этом случае врачу дешевле купить их за свой счет, чем просить об этом пациента, а потом платить неустойки, штрафы, судебные издержки и все прочее. А кто возместит эти траты врачу? В законе об этом не говорится».

Как бы там ни было, постановление пленума Верховного суда №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уже вступило в силу. И теперь за недостатки здравоохранения придется расплачиваться непосредственно врачам и лечебным учреждениям. Однако это не лишает врачей права требовать от властей повышения зарплат и достойного финансирования своей отрасли. Так что теперь спокойные времена закончатся и для чиновников служащих в сфере здравоохранения.