Верить ли телефону доверия? — Новости медицины — Статьи — Медицина в Перми: больницы и клиники, аптеки, стоматология в Перми | Поликлиники, санатории, роддомы в Перми, медицинские центры

28 июля 2008 Верить ли телефону доверия?

28nmb-8042560Сегодня по инициативе пермской горадминистрации в Перми начал работу телефон доверия для детей. По свидетельству специалистов, этот телефон призван в дальнейшей перспективе стать серьезным каналом связи с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В настоящее время телефон работает в «пробном» режиме, с 14 до 20 часов дня. В дальнейшем предполагается, во-первых, увеличить число операторов; во-вторых, продлить рабочее время: сначала до двенадцатичасового режима, а затем и до круглосуточного. Однако некоторые пермские психологи и просто жители краевой столицы выражают сомнение в том, что помочь в случаях внутрисемейного насилия и сходных проблемах можно «по телефону».

На сегодняшний день в России работает более 300 различных телефонов доверия. Национальный российский фонд защиты детей от жестокого обращения, администрация Пермского края и администрация Перми заключили трехстороннее соглашение по созданию проекта поддержки этого вида помощи нуждающимся в ней детям.

По итогам работы в «пробном» режиме, на телефон доверия для детей поступает в среднем 20-25 звонков в неделю. 70% обратившихся – дети, причем 15% из них – ребята младшего школьного возраста. Около 5% – звонки от взрослых. Основные проблемы, с которыми обращались звонившие – это проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и детско-родительские отношения.

Представители мэрии отмечают, что семейное неблагополучие – сложный фактор, который не имеет прямого соотношения с «асоциальностью» и который зачастую бывает практически невозможно отследить без вмешательства в частную жизнь. По словам специалистов по семье и детству, многие дети и подростки становятся «заложниками права на приватность».

«Различных кризисных центров, центров психолого-педагогической помощи, куда может прийти «проблемный» ребенок, в городе сейчас достаточно много, – отметила начальник управления по делам семьи и детства администрации города Перми Татьяна Зотина, – и наша задача сейчас – максимально «скоординировать деятельность всех этих служб. По словам специалиста, асоциальность и «семейное неблагополучние» далеко не всегда связаны друг с другом напрямую. Зачастую о проблемах, в том числе и о насилии над детьми соответствующие органы годами не могут получить информацию.

«Речь идет о так называемых «латентных» социальных явлениях, – продолжает г-жа Зотина, – и для большей эффективности мы обязательно будем в дальнейшем записывать все звонки и работать с автоматическим определителем номера – ведь работать приходится в том числе и с самой тяжелой категорией звонков – «суицидными» звонками. В этом случае необходима возможность установить, откуда конкретно поступил тревожный сигнал и по возможности предотвратить трагические последствия». С органами опеки и попечительства, защитниками прав детей и другими социальными службами предполагается наладить самый тесный контакт».

О причинах, с которыми бывает связано внутрисемейное насилие, специалисты-психологи отзываются как о «комплексных». «Семейное насилие никогда не теряло актуальности. И как таковое присутствовало в определенных семьях постоянно. Насилие в семье, как правило, представляет собой запутанный клубок жизненной неудовлетворенности, женской эмансипации, внешних неразрешимых финансовых проблем, социального давления и мужской слабости, «припорошенное» алкоголем», – считает главный редактор журнала «Психология. Пермь» Евгений Кошеваров.

Специалист выразил сомнение, что проблема семейного насилия может быть решена с помощью телефонов доверия. «Этому есть несколько причин, – объясняет Евгений Кошеваров. – Во-первых, семья – это несколько взаимосвязанных людей. Консультируя одного, результата добиться не удастся. Во-вторых, телефон как психологическое средство может дать только временное облегчение. В рамках домашнего насилия, как правило, на него звонят либо пьяные, либо уже пострадавшие. И, в-третьих, необходимо, чтобы на телефоне сидел профессионал с большой буквы, что в нашем городе – исключительная редкость».

Между тем, по словам Татьяны Зотиной, помощь в подготовке консультантов к работе оказывает все тот же фонд защиты детей от жестокого обращения, у которого наработан многолетний опыт подготовки таких специалистов.

Однако жители Перми уже выразили свое недоверие к телефонам доверия. «Дело даже не в степени профессионализма людей, которые на этих телефонах работают, хотя и она вызывает сомнения, – считает пермячка Инна Мартюшева, – а в том, что ребенку такая разовая помощь ничего не даст. Если семья благополучна, ребенок сыт, одет, за ним следят и ухаживают, частные случаи семейного насилия «разруливать» просто некому. Потому что оснований для того, чтобы лишить родителей каких-то прав из-за таких прецедентов еще нет. Я считаю, что семей, в которых не происходило бы таких конфликтов, в том числе и применением рукоприкладства, например, просто не бывает. Во всяком случае, не в наших условиях».