Татьяна Дерунова, логопед: «По наследству передаются только особенности строения артикуляционного аппарата. И это может способствовать формированию идентичного речевого дефекта у родителей и детей» — Лидеры медицины и индустрии красоты — doctor59.ru — Медицина в Перми

Ничто так не характеризует человека, как его речь. Именно с помощью речи человек получает и передает другим самое ценное, что есть в мире – информацию о нем. К сожалению, случаи, когда по тем или иным причинам эта важнейшая функция нарушается, нередки. О видах речевых нарушений, их причинах и способах борьбы с ними Doctor59.ru побеседовал с логопедом, кандидатом педагогических наук Татьяной Деруновой.

Татьяна Юльевна, скажите, с какими проблемами к вам обращаются чаще всего?

– Есть несколько проблем, с которыми чаще всего приходится работать. Это, во-первых, задержка развития речи или ее отсутствие в положенные сроки – так называемая алалия. Причина ее – задержка развития или поражение речевых зон в левом полушарии мозга, во-вторых, дислалия, дизартрия и ринолалия – нарушения произносительной стороны речи. Также часто встречаются дислексия и дисграфия – стойкие нарушения чтения и письма.

Есть ли какой-то возраст, в котором предпочтительно начинать работать с этими нарушениями?

– Смотря о каком конкретно нарушении идет речь и что является его причиной. Скажем, алалия, как правило, диагностируется в раннем возрасте – если у двухлетнего ребенка отсутствует фразовая речь, это безусловный повод обратиться к специалисту. Довольно часто речевые нарушения в той или иной степени связаны с поражением нервной системы, поэтому приходится прибегать к помощи психиатра или невропатолога. Тем более что иногда недоразвитие речевых центров связано с общим отставанием в умственном или психическом развитии.

Насколько эффективно удается «разговорить» такого неговорящего ребенка?

– Существуют специальные методики, с помощью которых логопед осуществляет стимулирование развития речевых зон, постепенно вызывая и усложняя речевые реакции.

А бывают ли случаи, когда помочь не удается?

– Бывают, хотя и не так часто. Здесь все-таки очень многое зависит от профессионализма логопеда. Неудача также может быть связана с недостаточным вниманием к развитию речи ребенка со стороны родителей.

Скажите, насколько вообще произносительные особенности или какие-то «речевые дефекты» у родителей могут сказаться на развитии речи ребенка?

– По наследству речевые нарушения не передаются. По наследству передаются только особенности строения артикуляционного аппарата. И это может способствовать формированию идентичного речевого дефекта у родителей и детей. Или если, скажем, у родителей есть какие-то речевые нарушения, то ребенок, подражая, может их перенять.

Эффективнее всего в таких случаях, наверно, «исправлять» речь сразу всей семье?

–Такие случаи у нас были – приходили взрослые с детьми, и у тех, и у других были одинаковые нарушения. Однако взрослые часто стесняются устранять какие-то недочеты, хотя мы это им и предлагаем.

Физиологические особенности могут стать причиной нарушения речевой функции?

– Да. Скажем, при так называемой «укороченной» уздечке, когда ребенок просто физически не может поднять язык достаточно высоко, чтобы произнести определенные звуки. Или при ринолалии – когда страдает вся фонетическая система языка, и причиной является врожденная расщелина неба, так называемая «волчья пасть». В первом случае проблема решается достаточно легко – ребенка мы отправляем к специалисту, который подрезает уздечку. Во втором случае ребенок в течение длительного времени проходит лечение в Центре по реабилитации детей с данной патологией. С ним работают стоматологи – ортодонты, хирурги и, конечно, логопеды.

Насколько долго специалист работает с детьми, у которых нарушена речь?

– Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Иногда даже комплекс звуков удается «поставить», скажем, за несколько занятий, а бывает, что над одним звуком приходится биться в прямом смысле этого слова месяцами, так что общей схемы нет.

При работе с детьми школьного возраста какие обычно возникают сложности?

– Как правило, к началу учебы в школе у детей должна быть сформирована произносительная сторона речи, они должны обладать достаточным словарным запасом, правильно строить сложные фразы. Все эти необходимые навыки помогают детям в учебе. И, конечно, их отсутствие или несформированность сильно мешают ребенку.

Если речь идет о дизартрии, когда нарушена произносительная сторона, какие методы используются в работе? И что может обуславливать ее?

– Причинами возникновения дизартрии могут быть различные факторы, в том числе особенности внутриутробного развития ребенка, на которые оказывают влияние, например, некоторые вирусные инфекции или заболевания матери, родовые травмы.

Что касается упражнений, которые применяются в этих случаях, то, во-первых, это массаж органов артикуляции, специальная артикуляционная гимнастика, а также выбор приемов и определение дозировки при работе над звуками. И здесь очень многое зависит не только от логопеда, но и от родителей, которые должны помочь своему ребенку освоить необходимые навыки.

Какие из нарушений, о которых мы уже поговорили, встречаются чаще и почему?

– В последнее время отмечается просто «вал» детей-алаликов, то есть детей с задержками речевого развития. Кроме того, очень частая проблема – нарушения чтения и письма. Причем даже при норме физического и умственного развития. Вообще, речевая функция – самая поздняя из всех функций, что сформировались у человечества, именно поэтому она так уязвима. Кроме того, она еще и самая сложная – нет ни одного участка мозга, который не был бы задействован в процессе речи. И еще я бы сказала, что в последнее время тенденция к росту нарушений связана с тем, что взрослые уделяют недостаточное внимание развитию речи собственных детей.

Я бы хотела поинтересоваться, работаете ли вы с заиканием и насколько оно легко устранимо?

– Заикание считается одной из самых сложных проблем в логопедии. Ведь его устранение зависит не только от усилий логопеда и пациента, но и всех людей, которые окружают человека с заиканием, от их тактичности и терпимости.

Правда ли, что сильный стресс может стать причиной заикания?

– Сам по себе стресс может «запустить» механизм проявления патологической реакции. У детей, склонных к заиканию, как правило, неустойчивая слабая нервная система, поэтому и на ситуации, после которых начинается заикание (например, кто-то напугал), они реагируют сильнее. Очень часто заикание встречается у детей, у которых быстрыми темпами происходит психо-речевое развитие. Особенно, в возрасте от двух до трех лет. В этот период может возникать «желание» интенсивно использовать речь, но моторные возможности ребенка еще очень ограничены и артикуляционный аппарат не справляется с усиленной нагрузкой. Нередки случаи заикания у детей, с которыми родители заучивают слишком много стихов, сказок, к тому же не соответствующих их возрасту.

А дисграфия и дислексия, о которых вы уже упоминали, как-то связаны с уровнем общего развития? У каких детей они чаще всего встречаются?

– Дисграфия и дислексия – нарушения письма и чтения, к сожалению, в последнее время стали встречаться довольно часто. Конечно, главная причина – слабая подготовка ребенка к школе: маленький словарный запас, неумение правильно строить фразу. Одна из серьезных причин – нарушение фонематического слуха, то есть неумение различать и выделять речевые звуки. К нарушениям чтения и письма может привести несформированность учебной деятельности ребенка, слабая память, неустойчивое внимание. В последнее время проявления дисграфии наблюдаются у детей, родители которых слишком рано и чрезмерно уделяют внимание обучению иностранным языкам в ущерб русскому. Еще одна причина – гонка за «скоростью чтения», во время которой дети не проговаривают слова, не прочитывают их окончания. У детей сбивается естественный ритм дыхания, нарушается плавность речи, а зачастую – еще отсутствует и понимание прочитанного. Но ведь неправильно прочитанное слово впоследствии и неправильно записывается.

Скажите, насколько часто приходится работать с взрослыми? И достаточно ли эффективно?

– Работа со взрослыми несколько сложнее в психологическом плане и имеет свои особенности. Сейчас у многих появилась потребность улучшить свою речь. К нам охотно идут менеджеры, продавцы, работники финансовой сферы, кассиры, – словом, представители профессий, непосредственно связанных с речью, постоянным общением. Бывает, что, например, нечеткое произношение того или иного звука просто-напросто мешает карьере человека.

Скажите, а исправление «местных» произносительных особенностей, так называемого «территориального произносительного стереотипа» – тоже забота логопеда? Для некоторых профессий – например, в журналистике – это не последняя проблема.

– В принципе избавиться от ««пермского диалекта», конечно, можно. Но такого рода занятия все-таки обычно проводят педагоги по речи. Дело в том, что при общем наплыве пациентов с серьезными речевыми нарушениями логопедам просто «не до красивостей» вроде работы с акцентами. Наша задача – довести пациента до нормы, то есть сформировать речь, соответствующую нормативным требованиям.