Рекламу лекарств хотят запретить — Новости медицины — Статьи — Медицина в Перми: больницы и клиники, аптеки, стоматология в Перми | Поликлиники, санатории, роддомы в Перми, медицинские центры

2 марта 2012 Рекламу лекарств хотят запретить

Реклама любых медицинских препаратов в России может быть полностью запрещена – соответствующий проект закона готовится в профильном комитете Государственной Думы РФ. Одновременно чиновники готовят свои предложения по ограничению рекламы. Правда, они прежде всего касаются биологически активных добавок. В то же время чиновники признают, что нужно обсудить и введение запрета на рекламу безрецептурных препаратов.

«Кощунственно предлагать людям лечиться по рекламе», – считает председатель думского комитета по охране здоровья Сергей Калашников, который и работает над будущим документом. Кроме того, он пояснил, что в рекламе фармпрепаратов есть глубокое противоречие: с одной стороны, «таблетка лечит навсегда и от всего», с другой – тут же говорится о противопоказаниях. Между тем, издание обращает внимание на то, что в природе нет лекарств, не имеющих противопоказаний, и обращать внимание покупателей на этот факт – прямая обязанность производителей и продавцов лекарств.

Причем, утверждение «лечит от всего», скорее, относится к разряду недобросовестной рекламы, с чем можно бороться и в рамках действующего законодательства. «В целом же, – заключает Сергей Калашников, – самолечение в нашей стране процветает не только потому, что множество препаратов можно купить в аптеке без рецепта, но и от того, что это проще, чем пробиться на прием к врачу в поликлинику». В Минздравсоцразвития инициативу о запрете рекламы поддерживают лишь частично – только в том, что касается биологически-активных добавок.

Один из недавних примеров – скандал с небезызвестной компанией «Эвалар», которой заинтересовались эксперты из ФАС России. Производителя БАДов обвинили в том, что реклама их средств «АД минус» и «Инулин форте Эвалар» вводит в заблуждение и не соответствует реальности. Реклама говорила о якобы лечебных свойствах БАДов. Просьба о возбуждении дела принадлежит МОО «Российской диабетической ассоциации». Компания – производитель средств рекомендовала БАД «АД минус» в качестве средства борьбы со скачками артериального давления, а «Инулин форте Эвалар» – для снижения уровня сахара в крови и снижения риска развития сахарного диабета. За эту рекламу компанию «Эвалар» оштрафовали на 110 тысяч рублей.

«Больше пяти лет я работаю кардиохирургом, когда-то работал врачом-кардиологом, и с тех пор моя позиция относительно рекламы лекарственных препаратов несколько изменилась, – говорит врач-ангиохирург Андрей Прохорихин. – Реклама необходима в плане информации, но она не должна навязывать тот или иной препарат, а только говорить о том, что он есть, существует».

Дело в том, говорит Андрей Вячеславович, что есть группы препаратов, которые абсолютно показаны для лечения того или иного заболевания, без них лечение сойдет на нет, есть препараты, которые относительно показаны, то есть их можно назначать, можно не назначать, они являются вспомогательными. Плюс еще в каждой группе препаратов существует для врача препарат выбора, с которым он любит работать – уже привык, знает дозировки, может ориентироваться, насколько увеличить или уменьшить дозу, чтобы добиться того или иного эффекта. А для пациента есть так называемый препарат доверия – возможно, он хуже рекламируемого, но учитывая то, что, возможно, пациент его давно принимает и знает его действие, доверяет, то это лекарство и будет для него лучше.

«Я считаю, что реклама необходима, чтобы сообщить о том, что появился новый препарат, он примерно так же действует, как препараты из той же группы, но, допустим, дольше – не 12, а 24 часа, или легче переносится, не вызывает изжоги и так далее. Или, к примеру, рекламируют перевязочные материалы – человек, врач и пациент, должны знать, что среди них есть современные – удобные, хорошие, но стоят определенных денег, а есть традиционный, копеечные стерильные салфетки и лейкопластырь», – заключает Андрей Прохорихин.

«Думаю, реклама лекарств для пациентов не нужна вообще, потому что сам пациент себе выбрать препарат все равно не сможет, не посоветовавшись с доктором, не получив определенную консультацию, не пройдя обследования, – добавляетврач-эндокринолог Мария Варшавчик. – Ведь для любого препарата есть определенный перечень показаний и противопоказаний, есть побочные эффекты, о которых может знать только доктор. Я считаю, что реклама лекарственных препаратов должна быть представлена в виде конференций и только для врачей».

«С одной стороны, реклама, может, нужна – чтобы знать, ведь врачи у нас далеко не всегда рассказывают о препаратах, которые назначают, – высказывается 36-летняя Валерия Николина. – С другой стороны, у нас такие граждане, которые могут покупать эти рекламируемые лекарства, не посоветовавшись с врачом, что опасно…»

«А я категорически против рекламы лекарственных препаратов, – говорит 30-летняя Ольга Казакова. – Я сама падка на эти рекламные ролики: вижу на экране красивую и приятную картинку со здоровыми людьми, счастливыми детишками, мне обещают, что новый препарат безобиден, про противопоказания вообще речи не идет, его можно всем принимать. Причем речь построена грамотно – не перегружена медицинскими терминами, ясна и логична. И я покупаю. Уже дома читаю инструкцию и понимаю, что лекарство не так уж и безобидно, а я о своих противопоказаниях мало что знаю, так как врача не посещала. И стоят у меня эти препараты в шкафу – с одной стороны, денег жаль, надо же их пропить, с другой стороны, страшно – не навредит ли».