В конце весны, 31 мая в мире отмечается Всемирный день без табака. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что курение – это «заразная» болезнь, передающаяся через рекламу и спонсирование. Табачные компании ежегодно тратят сотни миллионов долларов на спонсорскую поддержку спортивных соревнований по всему миру. Реклама и продажа сигарет во время этих соревнований вовлекает в курение молодежь.
По данным ВОЗ, известно более 25 заболеваний, которые развиваются, либо их течение ухудшается под влиянием курения: в первую очередь это сердечно-сосудистые, легочные и онкологические заболевания. Каждые шесть секунд от заболеваний, связанных с курением табака умирает один человек. Ежегодно по этой причине умирает более пяти миллионов человек.
По данным Департамента благополучия человека, науки и образования Минздравсоцразвития РФ ситуация с распространенностью табакокурения в России приобрела угрожающий характер. За последние 10 лет объем потребления сигарет в России увеличился на 100%, тогда как во всем мире он возрос лишь на 3%. Потребление табака в среднем сокращает продолжительность жизни человека на 10-15 лет. Вклад табакокурения в преждевременную смертность в России составляет более 30%.
Хроническая обструктивная болезнь легких, основным фактором развития которой является курение табака, за последние пять лет поднялась в структуре смертности населения России с 12 на четвертое место.
Как сообщает Пермское отделение Роспотребнадзора, раком легких, причиной которого в 90% случаев является табакокурение, в России ежегодно заболевает около 50 тысяч мужчин. В 2007 году распространенность злокачественных новообразований в Прикамье составила 1 711,2 больных на 100 тысяч человек населения против 1 704,3 в 2006 году. Среди мужского населения в 2007 году наиболее часто регистрировались рак трахеи, бронхов, легкого (21,3 %).
По статистическим данным, число курильщиков в России увеличилось более чем вдвое со времен распада СССР. Как утверждают ученые, сейчас табачный рынок в нашей стране растет в основном за счет женщин.
Реклама и маркетинговые ходы компаний, занимающихся распространением табачных изделий, направлены в первую очередь на вовлечение в курение представительниц «слабой половины» человечества. Сейчас практически не осталось сигаретных марок, в линейке продукции которых не было бы «тонких» сигарет. Таким образом на данный момент в России популяризируется именно женское курение.
Ограничительные меры, применяемые государством по отношению к распространению табакокурения, в России по сравнению с прочим мировым сообществом, не являются жесткими. Общественным организациям, пытающимся как-то изменить данную ситуацию к лучшему, к примеру, до сих пор не удается добиться того, чтобы на сигаретных пачках знаки (надписи и картинки), предупреждающие о вреде курения, занимали достаточно заметную часть от общей площади. В некоторых странах Европы такие «предупредительные» картинки занимают до 80% от всей площади пачки сигарет.
К борьбе со столь опасной и вредной привычкой общественные структуры подключают и представителей СМИ. Так, неделю назад ИА «ИТАР-ТАСС» провел для пермских журналистов тренинг «Табачная эпидемия – настоящее и будущее». В ходе тренинга перед пермскими журналистами выступили специалисты «антитабачного направления».
«Европейским курильщикам, как говорят, часто «не нравятся» следующее: женщин, скажем, раздражают пачки с изображением преждевременно стареющей кожи, и тогда они просят заменить пачку на другую (на которой изображен, например, рак легкого), – заметил по этому поводу, выступая перед журналистами, президент Межрегионального общества специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский.
Для «страшных» пачек в Европе начали выпускать специальные чехлы, которые имеют целью скрыть неприятные картинки. Однако активист по борьбе с распространением «табачной эпидемии» подчеркнул, что если курильщику неприятно держать в руках сигаретную пачку, то цель до известной степени достигнута: на подсознательном уровне такому человеку уже хочется перестать курить, поскольку он осознает наносимый себе вред.
Серьезную проблему на сегодняшний день составляет также борьба «за права некурящих», то есть ограничение курения в общественных местах. Как подчеркнул глава Международной конференции обществ потребителей Дмитрий Янин, сейчас помимо членов семей, в которых есть курящий, вынужденно становящихся «пассивными курильщиками», появились целые группы людей, которые по профессиональной принадлежности не могут избегать воздействия табачного дыма (речь идет о барменах, работниках развлекательных центров, ресторанов). Если не будут предприняты меры по ограничению курения в общественных местах число «невинных страдальцев» будет увеличиваться в геометрической прогрессии, – подчеркивают специалисты.
Серьезные меры должны применяться и по соблюдению уже существующего законодательства, касающегося продажи спиртных и табачных изделий несовершеннолетним. Как рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД города Перми Татьяна Палева, в Перми регулярно проводятся контрольные закупки алкоголя и табачных изделий, и по результатам таких проверок запреты продавцами мелкорозничных торговых точек по-прежнему не соблюдаются. По мнению экспертов, помочь здесь может запрет на продажу табачных изделий в мелкорозничных предприятиях. Это позволит также устранить «шаговую» доступность сигарет.
Что касается желающих избавиться от никотиновой зависимости, то для решения этой проблемы в Перми у них сегодня есть возможность получить адекватную помощь в наркологическом диспансере, проконсультироваться с врачом. И даже, по словам психолога-нарколога Пермской краевой наркологической больницы Ларисы Юрковой, вступить в группу «Анонимных курильщиков». Здесь борцу с вредной привычкой поддержку окажут не только специалисты, но и такие же «жертвы табачного лобби», как он сам.