Советское наследие вернется в школы — Наши дети — Статьи — Медицина в Перми: больницы и клиники, аптеки, стоматология в Перми | Поликлиники, санатории, роддомы в Перми, медицинские центры

22 ноября 2012 Советское наследие вернется в школы

2-z2-dfde9b70-c752-4cc7-acd5-97cb8eaf87db-1326180

Подрастающее поколение сейчас уже не помнит те времена, когда в школах были пионерские организации, все собирали макулатуру, пели песни и рисовали стенгазеты. Но самое главное, все ходили в одинаковой одежде. У девочек были темно-коричневые платья, с длинными подолами, белыми кружевными передничками, по праздникам, и черными по будням. Мальчики носили темно-синие брючные костюмы, голубые или белые рубашки. А непременным для всех атрибутом был красный галстук. Казалось бы, все это осталось в прошлом. Но не тут то было. По прошествии более чем 20 лет, специалисты в голос начали твердить о том, что неплохо бы вернуться к забытым стандартам школьной формы.

Дисциплина превыше всего

Первыми были учителя и родители, которым чаще других приходится сталкиваться с проблемами школьников. Учителя в первую очередь говорят о дисциплинарной составляющей школьной формы. Родители вторят педагогам, при этом, добавляя, что наличие одинаковой для всех одежды решает и целый ряд второстепенных проблем. Говоря о последних, конечно подразумевается необходимость постоянно наряжать ребенка, прежде чем отправить его в школу. Кроме того, что это отвлекает самих детей от учебного процесса, не все родители могут себе позволить постоянно покупать новую одежду своему чаду.

«Порой создается впечатление, что дети ходят в школу, не для того чтобы учиться, а чтобы хвастаться обновками, – говорит председатель родительского комитета Татьяна Зубенко. – Особенно в этом преуспевают девочки, которые перенимают стереотипы поведения у звезд телесериалов, либо подражают моделям с обложек глянцевых журналов. Со временем, можно заметить, как в эту гонку включаются и родители, которым, конечно же, хочется, чтобы именно их чадо было самым-самым во всех отношениях. Но далеко не у всех есть средства, чтобы на каждую четверть или даже каждый месяц покупать ребенку полностью новый гардероб. А дети, чувствуя это неравенство, начинают вести себя соответственно. В итоге появляются комплексы, психологические травмы, агрессия по отношению к родителям и сверстникам, которая позже перерастает в подростковую жестокость».

Учителя говорят примерно о том же, но особенно подчеркивают вопросы дисциплины. Ведь когда все ходят в одинаковых костюмах и платьях, это меньше отвлекает внимание ребят друг на друга. А короткие топы с мини-юбками или футболки с фотографией любимой рок-звезды вкупе с рваными джинсами и кричащим макияжем, волей-неволей будут отвлекать молодых людей от их прямых обязанностей, то есть от учебы. Кроме того, ношение формы изначально приучает детей к рабочему стилю одежды, и у ребенка еще со школы складывается осознание того, что следует различать случаи, кода можно одеться в стиле кэжуал или хип-хоп, а когда необходимо надеть деловой костюм. Таким образом, сама по себе форма уже будет обязывать школьника к определенному поведению, а вместе с тем и повышать его степень ответственности в вопросах учебы.

К чему приводят мини-юбки?

В защиту школьной формы высказываются и психологи, которые особенно подчеркивают ее необходимость для младших школьников.

«Раньше, когда школьная форма была обязательна для всех, дети младшего возраста смотрели на нее как на атрибут первого шага на пути к взрослению, – говорит, психолог, социальный педагог Мария Степнова. – Первый раз надевая форму 1 сентября, бывший воспитанник детсада сразу ощущал себя на ступеньку выше, чем он был вчера. «Я теперь учусь в школе и могу носить форму, а значит я больше не маленький, я повзрослел», – так рассуждали дети. Теперь всего этого нет. Поэтому возникают проблемы с адаптацией к новым условиям. Дети больше не чувствуют какой-то сплоченности и принадлежности к общему коллективу, которые раньше давала форма».

Еще дальше в своих суждениях пошли классические психологи, которые напрямую связали стиль одежды современных школьников, в особенности школьниц, с развитием ранней детской сексуальности. По мнению экспертов, в последние несколько лет детская мода дала очень сильный крен в строну моды взрослой. Облегающие легинсы и узкие джинсы, майки с открытым пупком, мини-юбки, сочетание определенных цветов и рисунков, все это рассчитано на то, чтобы привлекать внимание противоположного пола. И цель эта достигается на все сто.

«В принципе в этом нет ничего противоестественного, – считает психоаналитик-психотерапевт Евгений Овчинников. – Это сродни подражанию детей взрослым – процесс вполне закономерный. Однако, раньше детская сексуальность всячески подавлялась, использовались максимально закрытые платья строгого фасона, теперь же она напротив поощряется. Специально для детей, разрабатываются облегающие юбки и декольтированные блузки, копирующие женские наряды. Первое, равно как и второе неправильно. Полное подавление ранней сексуальности, ведет к проблемам в более зрелом возрасте, женщины не умеют выстраивать отношения с мужчинами, они очень сдержаны в интимных вопросах, многое для них кажется неприемлемым. Во втором случае, наблюдается противоположная картина. Девочка, ловя на себе взгляды более взрослых молодых людей, тех же старшеклассников, начинает ощущать себя вполне сформировавшейся женщиной. Естественно, что рано или поздно, лучше конечно попозже, но чаще бывает наоборот, ей хочется проверить, на сколько далеко она может зайти. В итоге мы имеем развязное поведение, ранние половые связи и как следствие венерические болезни, школьные аборты и все прочее».

Не только «за» но и «против»

Несмотря на все вышеперечисленные преимущества школьной формы, те же самые психологи говорят и о ее вреде. Основной довод против одинаковой одежды в том, что это ущемляет ребенка в его самовыражении и мешает ему проявить собственную индивидуальность. По словам специалистов, подобные ограничения могут спровоцировать различные психические расстройства, особенно у ребят впечатлительных, неординарных, со слабой нервной системой. Выход, по мнению психологов, в частичном ограничении свободы выбора.

«Необязательно всем носить абсолютно одинаковую форму, это совершенно обезличивает ребенка, вполне достаточно будет ввести определенный дресс-код, как это делают в некоторых высших и средних учебных заведениях, – считает Евгений Овчинников. – Например, обязать мальчиков и молодых людей ходить в брючных костюмах, строгих однотонных сорочках. Девочкам запретить щеголять вызывающими нарядами, требовать носить юбки или платья определенной длинны, строгие блузки без декольте, и минимум макияжа, особенно для учениц младших классов. Такая систем заставит ребенка фантазировать, стараться сочетать ограниченный набор одежды таким образом, чтобы не копировать окружающих».

Роспотребнадзор на страже детского здоровья

Но все эти разговоры так бы и остались ностальгией по советскому прошлому, если бы вопросами школьной одежды не заинтересовались специалисты Роспотребнадзора. По мнению санитарных врачей, одежда, обувь и головные уборы, которые носят дети в школе, напрямую влияют на их состояние здоровья. Исследования, проведенные ведомством, доказали связь между особенностями одежды и развитием у детей таких заболеваний, как атопический дерматит, грипп и ОРВИ. Кроме того в Роспотребнадзоре считают, что постоянное ношение головных уборов в помещениях школы, которое сейчас стало модным среди молодых людей, может явится причиной заболеваний шейного отдела позвоночника, а также снизить зрительную способность ребенка и привести к негативному изменению угла периферического зрения. Все это говорит о необходимости введения определенных стандартов школьной формы, отмечают врачи.

Слова чиновников из Роспотребнадзора, редко расходятся с делом. Поэтому региональным подразделениям ведомства, в срок до 10 декабря поручено провести оценку качества продаваемой в регионе одежды для детей и подростков, анализ заболеваемости кожными и простудными недугами среди школьников. Вместе с тем планируется проводить беседы с родителями о пользе школьной формы для здоровья детей.